Купить билет онлайн

В основу выставки  западноевропейского искусства вошли произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, поступившие в фонды музея в 1920–1930-е годы из национализированных подмосковных усадеб, из так называемых «домашних музеев». Являясь раритетами, предметы европейского искусства отражают интерес их прежних владельцев к коллекционированию, их вкусы и пристрастия.

Самую значительную часть западноевропейского фонда составляет коллекция оружия. Она происходит из собрания семьи Голицыных, и была перевезена С.Д. Голицыным из усадьбы Кузьминки для оформления кабинета в его новой резиденции Дубровицы в 1864 году.

Настоящим шедевром оружейного мастерства является великолепная охотничья аркебуза – фитильное дульнозарядное  ружье с длинным стволом. На стволе выбито имя мастера Томаса Хейдебрехта и дата – 1615 год. Яблоневое ложе, приклад и цевье украшены инкрустацией из слоновой кости и гравировкой. Ружье происходит из собрания графа А.С. Гудовича, из имения Введенское Шереметевых-Гудовичей под Звенигородом. Из Введенского же поступили в собрание музея и многие другие произведения, в том числе  живописи и фарфора.

Собрание фарфора – одно из самых обширных в музейной коллекции западноевропейского искусства. Поражают разнообразием форм и красотой росписи изделия Мейсенской мануфактуры, многие из которых попали в собрание музея из имения Никольское-Урюпино. 

С Мейсенской фарфоровой мануфактурой связано рождение европейского фарфора (1709 год), а в 1753 году началось производство фарфора в Фюрстенберге.  В музейной экспозиции можно увидеть как изделия, созданные в этом немецком городе, так и произведения других европейских заводов, в том числе Венской императорской и Севрской фарфоровой мануфактур. Из коллекции усадьбы Введенское Шереметевых-Гудовичей происходит часть большого французского (без марки) сервиза с камеями, на котором изображены античные боги и герои.

Собрание живописи представлено единичными работами мастеров разных европейских школ. Самое раннее произведение – алтарный образ со сценой Распятия. Его принято относить к нидерландской школе и датировать XVI  веком, то есть эпохой Возрождения.

 Безусловный интерес представляет подписная картина голландского художника Геррита Беркгейде (1638–1698) «Католическая процессия». Беркгейде  в отличие от своего учителя, знаменитого портретиста  Франса Хальса, был известен как пейзажист.

 «Пейзаж с фигурами» Питера ван Асха (1603–1678) также подписной.  Голландец по рождению, Питер ван Асх принадлежал к так называемой группе «итальянистов», изображавших в своих ландшафтах итальянскую природу как идеальный гармоничный мир.

С иной живописной традицией связана «Сцена охоты» неизвестного немецкого художника конца XVII – начала XVIII века. Мастер раскрывает перед зрителем широкую панораму с изображением средневековых  замков, рощи, охотника, заносящего копье над связанным оленем, всадника и собак. Изображение отличается вниманием к конкретному ландшафту и деталям сюжета.

Значительное место на выставке занимает жанр натюрморта, привлекавший внимание русских коллекционеров. Это и картины так называемых малых голландцев, и произведения итальянских мастеров. К школе неаполитанского живописца Джузеппе Рекко относится «Натюрморт с рыбами». Он написан  в пейзаже, в отличие от голландских натюрмортов, обычно представлявших предметы в замкнутом пространстве интерьера. На фоне величественного ландшафта изображены богатые дары природы и в «Натюрморте с кроликом» кисти неизвестного итальянского мастера конца XVII – начала XVIII века.

Выставка представит зрителю  важную часть декоративного убранства усадебного интерьера, презентует  неповторимый мир  русской усадьбы, расскажет о вкусах просвещенного русского дворянства.